Блог / Новости

Как выбрать жидкость для АКПП

Автоматическая коробка передач (АКПП) — сложный и чувствительный механизм. Для её корректной работы важно использовать правильное масло, которое ещё называют ATF (Automatic Transmission Fluid). Выбор неподходящей жидкости может привести к рывкам, перегреву или даже серьёзной поломке трансмиссии. В этой статье разберём, как правильно выбрать масло для АКПП, какие бывают жидкости и когда их нужно менять.

Что это за масло (жидкость) для акпп

Масло для АКПП — это специальная трансмиссионная жидкость (ATF), которая выполняет несколько функций:

  • смазывает детали и снижает трение;
  • передаёт крутящий момент;
  • охлаждает АКПП;
  • защищает детали от коррозии и износа.

В отличие от моторного масла, ATF работает не только как смазка, но и как гидравлическая жидкость.

Типы жидкостей для АКПП

Существует несколько видов ATF:
  1. Минеральные — классические жидкости, применяются в старых АКПП.
  2. Полусинтетические — золотая середина по цене и характеристикам.
  3. Синтетические — выдерживают высокие нагрузки и температуры, идеально для современных АКПП.

Определите тип трансмиссионной жидкости (ATF)

Первое, что нужно сделать — понять, какой тип жидкости подходит для вашей коробки. Это зависит от конструкции АКПП и рекомендаций производителя.

Пример: у коробок Aisin и Jatco требования к ATF отличаются от жидкостей для АКПП Mercedes или BMW.

Найдите информацию в документации автомобиля

В инструкции к автомобилю всегда указывается рекомендуемый тип масла и стандарты (например, ATF Dexron VI, ATF+4, Mercon V и т.д.).
Выберите масло по типу основы и условиям эксплуатации

  • Для спокойной езды и умеренного климата можно использовать полусинтетику.
  • Для жаркого климата, агрессивного стиля и пробок — синтетическое масло.

Учтите особенности вашей АКПП
  • Классический «гидротрансформатор» — чаще всего требуется ATF по стандартам Dexron или Mercon.
  • Вариатор (CVT) — нужны специальные жидкости CVT Fluid.
  • Роботизированная АКПП (DSG/DCT) — используется отдельный тип масел (DSG Fluid).

Когда нужно менять жидкость в АКПП?

В среднем каждые 50 000–60 000 км. При тяжёлых условиях эксплуатации (жара, пробки, буксировка) — каждые 30 000–40 000 км.

Чем отличается масло АКПП от МКПП?

  • В МКПП используется более густое трансмиссионное масло (обычно GL-4 или GL-5).
  • В АКПП — жидкая ATF, работающая и как смазка, и как рабочая жидкость.

Основные допуски жидкостей для АКПП

  • Dexron II/III/VI — стандарты GM.
  • Mercon V / LV — Ford.
  • ATF+4 — Chrysler.
  • ZF Lifeguard — ZF (BMW, Land Rover, Audi).
  • CVT Fluid — для вариаторов.
  • DSG/DCT Fluid — для роботизированных трансмиссий.

Что будет, если не менять масло для АКПП вовремя?

  • Рывки при переключениях.
  • Перегрев АКПП.
  • Износ фрикционов и гидроблока.
  • Ремонт на сотни тысяч тенге/рублей.

Полная и частичная замена жидкости в АКПП

  • Частичная замена — обновляется примерно 40–60% масла (через слив).
  • Полная замена (аппаратная) — вся жидкость меняется с промывкой системы.

Какого цвета жидкость для АКПП?

  • Новая жидкость — красная или зелёная (цвет на усмотрение производителя).
  • Потемнение, запах гари — сигнал к срочной замене.

Рекомендации автопроизводителей по замене масла в АКПП

Некоторые бренды пишут «масло залито на весь срок службы». Но на практике замену рекомендуют каждые 60 000–80 000 км, иначе коробка быстро изнашивается.

Характеристики масел АКПП

  • Текучесть при низких температурах.
  • Стабильная вязкость при нагреве.
  • Антифрикционные и моющие присадки.
  • Долговечность до 60 000 км.

Нельзя менять масло в АКПП и правда ли это?

Это миф. Замену проводить нужно обязательно. Единственный нюанс: если машина проехала 200 000 км и масло ни разу не менялось, полная замена может вызвать проблемы (лучше ограничиться частичной заменой).

Как выбрать масло для АКПП?

  1. Проверить руководство по эксплуатации.
  2. Подобрать ATF по допускам производителя.
  3. Учитывать стиль езды и климат.
  4. Использовать качественные бренды.

Заключение

Выбор масла для АКПП — это не вопрос «какое лучше», а «какое рекомендовано производителем». Использование правильного ATF продлит срок службы коробки и избавит от дорогого ремонта.
Блог